Выбираем монитор: руководство «Лаборатории Чеканова»

Выбираем монитор: руководство "Лаборатории Чеканова" К выбору монитора для ПК следует подходить ответственно. Если видеокарту и процессор пользователи меняют раз в два-три года, то монитор останется с вами лет 7-8, а то и дольше. Но какую модель выбрать за разумные деньги? Следует ли приобретать самый дешёвый монитор или лучше доплатить за более качественную модель? В нашей статье мы приведём общие рекомендации по выбору лучших мониторов за свои деньги.

Автор: Дмитрий Чеканов

Введение

Монитор, наверное, можно назвать самым важным компонентом персонального компьютера. Хотя бы на минуту представьте жизнь без монитора. Как бы вы смогли выполнять рабочие задания, смотреть фильмы и фотографии, играть, наконец? Так что сами понимаете, без монитора современный компьютер обойтись никак не может. Ещё более важный фактор заключается в том, что монитор покупают на много лет вперёд. Если комплектующие компьютера меняют раз в год-два, и для многих апгрейд стал своего рода хобби, то монитор остаётся с вами надолго. К нему привыкаешь, как к любимому автомобилю, поэтому грамотный выбор монитора очень важен. Ошибки при покупке монитора сделать легко, а вот потом придётся расплачиваться красными глазами после рабочего дня, горбом на спине, да и просто потерей удовольствия из-за "апельсиновой" кожи в фильмах, размыванием картинки в играх и так далее.

И что самое обидное, производители чаще осложняют выбор монитора, а не помогают пользователю. Они прекрасно знают, что люди покупают большие числа — и чем выше будет тот или иной параметр, тем лучше. Поэтому в гонке чисел они не стесняются ни перед чем, даже приносят в жертву некоторые полезные функции, чтобы монитор привлекал внимание в магазине сочной картинкой, а на табличке с характеристиками красовались миллионы и миллиарды.

Но ничего страшного, мы выведем производителей на чистую воду. В нашей статье мы рассмотрим основные характеристики, важные при выборе монитора. Также коснёмся принципа работы ЖК-панелей и дадим практические рекомендации в виде моделей для каждого ценового диапазона (в отдельной статье).

Характеристики, которые имеют значение

Какие параметры имеют наибольшее значение при выборе монитора? Первоочередным параметром является диагональ экрана. Из прочих важных характеристик важны эргономика, набор интерфейсов, контрастность, время отклика, яркость, угол обзора, цветовой охват, качество цветопередачи, равномерность подсветки. Ниже мы объясним суть этих параметров и рассмотрим их влияние на качество картинки.

Диагональ экрана

На эту характеристику в первую очередь ориентируются при покупке. В немалой степени от диагонали зависит и цена монитора. Диагональю экрана измеряется от нижнего его угла до противоположного верхнего угла. Как правило, для ЖК-дисплеев приводится реальное значение диагонали, хотя производители часто округляют этот параметр.

Для работы. Чем больше будет диагональ, тем большую площадь рабочего пространства вы получите. На мониторе с диагональю 24-27" можно расположить одновременно несколько окон, что позволит, например, работать с двумя или тремя документами одновременно. Скорее всего, это заметно повысит производительность вашего труда.

С другой стороны, монитор с большой диагональю занимает на столе больше места. И стоит он ощутимо дороже. Поэтому если вы планируете работать с одним-двумя окнами, то, возможно вам стоит ограничиться недорогой моделью с диагональю 17-19".

Наконец, по цене 27"-30" модели можно взять пару-тройку мониторов с меньшей диагональю. Возможно, будет более разумно оснастить ваше рабочее место двумя или тремя мониторами? Современные видеокарты обеспечивают возможность подключения нескольких мониторов, так что никаких дополнительных затрат не потребуется.

Для игр. Если вы будете играть на компьютере, то здесь принцип простой: чем больше, тем лучше. Большая диагональ даст более глубокое погружение в игру, вы сможете выставить большее "родное" разрешение экрана. В стратегиях реального времени (например, Starcraft II) на экран поместится более крупное поле битвы и карта, что обеспечит тактическое преимущество над соперниками. Так что выбирайте наибольшую диагональ, которую позволит ваш бюджет. Многие пользователи выбирают диагонали 21"-22" в качестве компромисса по соотношению цена/качество.

Для мультимедиа. Если вы собираетесь смотреть фильмы или фотографии компанией, то монитор будет находиться на некотором удалении от зрителей. Опять же, чем больше диагональ, тем лучше — ориентируйтесь на 24"-30". Для индивидуального просмотра можно удовлетвориться и меньшей диагональю 17"-19". Наконец, компромиссным решением будет приобрести монитор с диагональю 21"-22".

Формат экрана

Под форматом экрана понимают отношение числа горизонтальных пикселей к числу вертикальных. Раньше мониторы выпускались с форматом экрана 4:3 (в частности, это верно для многих дисплеев с электронно-лучевой трубкой). Но сегодня распространены широкоформатные мониторы с соотношением сторон 16:9 или 16:10. Подобному переходу способствовало как распространение фильмов с широким форматом (на дисплеях 4:3 они выводятся с черными полосами сверху и снизу), так и удобство работы на широкоформатных мониторах. Действительно, гораздо удобнее работать с большей площадью экрана по горизонтали, чем по вертикали. Например, вы можете разместить два документа Word рядом друг с другом или большую таблицу Excel.

На рынке можно найти даже ультраширокие мониторы и телевизоры с форматом кадра 21:9 (например, Philips Cinema) , но встречаются они довольно редко. Сегодня мониторы формата 4:3 уже сложно найти в продаже, так что вам придётся приобрести модель 16:9 или 16:10. Ничего страшного в этом нет, примите как должное.

"Родное" разрешение

На самом деле, все ЖК-мониторы выводят только одно разрешение, которое называют "родным". Оно соответствует физическому количеству пикселей, составляющих ЖК-матрицу дисплея по вертикали и горизонтали. Если компьютер выставляет разрешение меньше "родного", то монитор производит интерполяцию недостающих пикселей, то есть пытается вывести каждую точку картинки, используя несколько физических пикселей. В зависимости от качества электроники, монитор справляется с интерполяцией по-разному, но в большинстве случаев картинка становится размытой. Именно поэтому мы рекомендуем всегда использовать родное разрешение монитора. При работе или просмотре мультимедиа проблем это не вызовет, но вот игры — вопрос отдельный.

Для игр. Вопрос "родного" разрешения наиболее остро стоит в играх. Для мониторов с большой диагональю (24" и выше) придётся выбрать производительную видеокарту уровня "выше среднего", которая сможет обеспечить плавный вывод картинки в соответствующем разрешении. В противном случае вы не сможете насладиться в играх чёткой картинкой высокого разрешения.

Относительная площадь экрана при разных разрешениях

Ниже приведены "родные" разрешения мониторов разных диагоналей.

  • 17" (широкоформатный): 1280×800 (WXGA)
  • 19" (широкоформатный): 1440×900 (WXGA+)
  • 21" (широкоформатный): 1600×900 (WSXGA+)
  • 22" (широкоформатный): 1920×1080 (WUXGA)
  • 24" (широкоформатный): 1920×1080 (WUXGA)
  • 27" (широкоформатный): 2560×1440 (WQHD)
  • 30" (широкоформатный): 2560×1600

Эргономика

От этого параметра будет зависеть то, насколько комфортно вы будете себя чувствовать во время работы или игры. Приличные мониторы позволяют регулировать наклон панели по горизонтальной оси, поворот панели по вертикальной оси, высоту панели над рабочим столом. Всё это обеспечит возможность настроить монитор так, как вам удобно. Наиболее дешёвые дисплеи характерны отсутствием почти что всех упомянутых регулировок.

У некоторых мониторов есть возможность поворачивать панель на 90 градусов из альбомного режима в портретный. Но при переходе на широкоформатные панели с большой диагональю (24" и выше) польза от такого режима становится сомнительной, разве что у вас есть какие-то специфические задачи, для которых требуется большая высота рабочего пространства при меньшей ширине.

Во многих случаях вы можете заменить стандартную подставку монитора эргономичным кронштейном с несколькими степенями свободы, если монитор поддерживает стандарт крепления VESA. Подобные подставки можно купить, например, на сайте Ergoware.

Многие мониторы также оснащаются и USB-концентратором. Дополнительные порты USB, расположенные прямо на мониторе, бывают удобны, но зачастую эта функция даёт весомую прибавку в цене.

Наконец, отметим наличие динамиков у некоторых мониторов. В большинстве случаев они совершенно бесполезны, качество звука оставляет желать лучшего. Если вы хотите слушать музыку, то мы рекомендуем купить пару нормальных колонок.

Набор интерфейсов и HDCP

Сегодня все мониторы, даже самые дешёвые, обзавелись цифровым подключением DVI или HDMI. Они обеспечивают передачу картинки от компьютера без потери качества. К компьютеру вы можете подключить монитор через любой интерфейс DVI или HDMI, но в бытовой технике принят в качестве стандарта последний. Поэтому если планируете подсоединять к монитору не только компьютер, но и бытовой мультимедийный плеер, то лучше брать модель со входом HDMI. Электрически интерфейсы DVI и HDMI совместимы друг с другом, поэтому существуют переходники из одного стандарта в другой.

Относительно стандарт DisplayPort призван заменить интерфейсы DVI и HDMI, но пока что он встречается не повсеместно.

Особое внимание следует уделить поддержке шифрования HDCP, которое необходимо для воспроизведения фильмов Blu-ray. Монитор должен поддерживать HDCP при использовании входов DVI, HDMI и DisplayPort, иначе плеер компьютера может отказать вам в воспроизведении Blu-ray. Впрочем, подобных проблем при проигрывании перекодированных образов Blu-ray в MKV не возникает.

Монитор Dell UltraSharp U3011 оснащён богатым набором интерфейсов: 2x DVI, 2x HDMI, DisplayPort, VGA, компонентный вход

Контрастность

Производители часто используют высокую контрастность в качестве одного из основных инструментов агрессивного маркетинга. Значения контрастности приводятся высокие, но понять, что они означают на самом деле, бывает очень сложно.

Под контрастностью понимают соотношение яркости самого яркого участка экрана к самому тёмному участку. Например, если яркость светлой области монитора составляет 450 кд/м², а тёмной — 1 кд/м², то контрастность составляет 450:1. Высокое значение этого параметра приводит к тому, что экран выводит более глубокий чёрный цвет и более яркие светлые оттенки. Контрастность зависит от используемого типа матрицы, воспроизводимых цветов картинки и конструктивных особенностей монитора (например, эффективности поляризационных фильтров).

Если яркость светлой области монитора составляет 450 кд/м², а тёмной — 1 кд/м², то контрастность составляет 450:1

Проблема заключается в том, что яркость распределяется по экрану неравномерно. Производители часто специально отыскивают на ЖК-панели самые яркие участки, чтобы получить максимальный уровень контрастности. Сегодня у современных мониторов статическая контрастность составляет около 1000 : 1.

За последние годы производители мониторов и телевизоров перешли на использование так называемой динамической контрастности. Суть заключается в изменении яркости ламп или светодиодов подсветки. На тёмных сценах (например, многие эпизоды на корабле в "Матрице") яркость подсветки снижают, чтобы получить более глубокие тёмные оттенки. Наоборот, на ярких сценах (солнечный берег пляжа) яркость подсветки значительно увеличивают. Многие мониторы и телевизоры последних поколений умеют использовать зональную светодиодную подсветку, когда можно менять яркость подсветки для разных областей экрана. В результате производители берут значение яркости в максимальном режиме подсветки (на ярком кадре), делят его на уровень яркости в самом тёмном режиме подсветки (на тёмном кадре), что позволяет получить значение контрастности 1 000 000 : 1 и даже выше (насколько хватит у производителя скромности). Такая контрастность является динамической, к реальности она имеет уже мало отношения. Но огромные числа красиво смотрятся в характеристиках, поэтому производители очень любят их указывать.

Контрастность важна для всех сфер использования монитора. Вряд ли вам понравится наблюдать серый цвет вместо чёрного, а также "выгорание" оттенков на яркой картинке. Поэтому следует выбирать монитор со статической контрастностью не ниже 1000 : 1.

Время отклика

Чтобы пиксель на экране принял определённый цвет, к составляющим его кристаллам прикладывается нужный уровень напряжения. Этот уровень влияет на угол поворота кристаллов, следовательно, и на количество пропускаемого света. В итоге через три светофильтра пикселя (красный, синий, зелёный) проходит разное количество света и создаётся нужный цвет пикселя.

График времени отклика монитора. По оси абсцисс откладывается уровень перехода от 0 до значения X (0 — чёрный цвет, 255 — белый). По оси ординат — время перехода в мс. Можно заметить, что разные переходы выполняются за разное время. Производители в характеристиках указывают переход для наилучшего случая, но другие цветовые переходы могут выполняться в несколько раз дольше.

Под временем отклика подразумевают промежуток, который проходит между подачей напряжения на кристаллы и получением требуемого оттенка. Традиционная методика измерения времени отклика ISO предусматривает измерение перехода кристалла от выключенного состояния к максимальному включённому (время нарастания) и обратно (время спада). Для перехода к максимальному включённому состоянию на кристалл подаётся высокий уровень напряжения, поэтому такой переход выполняется быстро. Переходы до промежуточных оттенков могут выполняться медленнее, так как подаётся меньшее напряжение, кристалл поворачивается не так быстро.

В последнее время производители перешли на технологию компенсации времени отклика RTC (Response Time Compensation / Overdrive), которая не улучшает результаты ISO, но позволяет достичь более быстрой реакции при переходе между промежуточными состояниями (их называют "переход от серого к серому" или grey-to-grey, GTG). Технология RTC на короткий промежуток времени подаёт чрезмерно высокое напряжение, чтобы быстро повернуть кристалл, после чего он "остывает" до уровня с меньшим напряжением.

График напряжения пикселя (осциллограф). Чтобы получить уровень яркости (например) 175 пиксель сначала разворачивается на более высокий уровень, после чего "остывает" — и, в конце концов, стабилизируется на уровне 175. Обратите внимание, что уровень 175 проходится на подъёме до пикового значения — именно этот промежуток времени производители и указывают в качестве времени grey-to-grey, и у современных мониторов это время уменьшилось до 2 мс. На самом деле время до полной стабилизации цвета будет в несколько раз больше. То есть значение времени отклика GTG — маркетинговое

Для игр. Время отклика очень важно для динамичных игр. Частота смены кадров в шутерах от первого лица составляет не меньше 30-40 fps, и пиксели монитора должны успевать реагировать на смену картинки. Иначе вы получите смазанное изображение на экране. Поэтому для геймеров лучше рекомендовать панели TN+Film, которые обеспечивают рекордно малое время отклика. Хотя и многие современные панели IPS и MVA/PVA тоже обладают достаточно низким временем отклика.

Для работы и мультимедиа. Все современные мониторы обеспечивают достаточно низкое время отклика для комфортного просмотра фильмов и работы, так что переживать по этому поводу не следует.

Яркость

Яркость мониторов измеряется в стандартных единицах СИ: канделах на квадратный метр (кд/м²). Иногда эту единицу называют "нит" (из французского). Яркость мониторов измеряется с помощью специального прибора — фотометра, который учитывает особенности человеческого восприятия. Дело в том, что наш глаз воспринимает яркость разных цветов совершенно по-разному, то есть чувствительность глаза для разных оттенков меняется.

Человек намного чувствительнее к яркости световой волны 550 нм (зелёный диапазон), чем более длинных красных волн (700 нм) или более коротких синих волн (400 нм). Поэтому фотометр высчитывает яркость как функцию от длины световой волны.

Максимальная яркость обычных мониторов составляет около 500 кд/м². Для сравнения 60-Вт лампа накаливания имеет яркость 90 000 кд/м². А люминофор, который светится в темноте — 0,03 кд/м².

Но учитывайте, что для каждого вида деятельности рекомендуется свой уровень яркости. В общем случае яркость монитора должна выставляться в зависимости от освещённости помещения. В затемнённых помещениях яркость лучше снизить, а в хорошо освещённых — увеличить.

Не покупайтесь на высокий уровень заявленной яркости: он намного более важен для телевизоров, которые вы будете смотреть издалека, чем для мониторов с панелью, располагающейся от ваших глаз на расстоянии 30-40 см.

Для работы. При редактировании офисных документов лучше всего не превышать уровень 150-200 кд/м², иначе глаза быстро начнут утомляться.

Для профессиональной работы с изображениями яркость настраивают таким образом, чтобы обеспечивать наилучшее качество цветопередачи, цветовой охват и контрастность. Для этого используют специальный инструмент — калибратор.

Для мультимедиа и игр. В светлом помещении яркость можно увеличить до 250-300 кд/м², а в затемнённой комнате — уменьшить до 150 кд/м². Общее правило: чем дальше от монитора будут находиться зрители, тем выше должна быть яркость. Поэтому если вы будете смотреть фильм в компании, то яркость нужно увеличить.

Угол обзора

При отклонении от перпендикуляра на плоскость монитора качество картинки начинает ухудшаться. И под допустимыми углами обзора производители как раз указывают максимальные отклонения (по вертикали и горизонтали), при которых качество картинки остаётся приемлемым. А именно яркость падает не более чем в два раза по сравнению с перпендикуляром.

Углы обзора очень сильно зависят от используемой панели. У TN углы обзора самые маленькие, особенно по вертикали. Вы сразу же заметите, что при отклонении от перпендикуляра дисплей теряет яркость, а цвета начинают существенно искажаться. Именно поэтому к панелям сегодня добавляется компенсационная плёнка, увеличивающая углы обзора. Но всё равно панели TN+Film значительно уступают по углам обзора IPS и MVA/PVA.

Проверить при покупке угол обзора очень просто: достаточно посмотреть на монитор сбоку. Если вы планируете работать с монитором индивидуально, то на угол обзора можно не обращать внимание. Если же вы будете смотреть фильмы в компании, то лучше взять монитор с хорошими углами обзора по горизонтали. Если монитор будет использоваться для презентаций, то следует брать модель с максимально широкими углами обзора.

Углы обзора — одно из самых слабых мест матриц TN+Film. Поэтому будьте внимательны к углам обзора, если вы планируете смотреть фильмы на мониторе в компании

Цветовой охват

Цветовой охват — одна из ключевых характеристик качества ЖК-монитора. Под цветовым охватом поднимается количество оттенков цвета, которые монитор может воспроизвести. При оценке цветового охвата вам будет предложен "лепесток", три угла которого соответствуют красному, зелёному и синему цветам, а площади лепестка распределены промежуточные оттенки.

В мире принято несколько стандартов цветового охвата. Один из таких мировых стандартов — NTSC, который был утверждён ещё во времена ЭЛТ-мониторов. Поэтому стандарт NTSC описывает цветовой охват, доступный на ЭЛТ-мониторах.

Если монитор соответствует стандарту, то он может выводить все описываемые им оттенки. На самом деле ЖК-мониторы уступают ЭЛТ по цветовому охвату, поэтому в характеристиках модели указывается, что монитор выводит 80%, 60% или даже 40% оттенков стандарта NTSC.

Цветовой охват ЖК-монитора очень сильно зависит от используемого источника подсветки, а также внутренней конструкции (например, светофильтров).

Мониторы с подсветкой CCFL дают большое количество синих оттенков (это видно по спектральной характеристике), но уступают ЭЛТ по красным и зелёным оттенкам. Поэтому и цветовой охват существенно сокращается.

Производители постоянно дорабатывают подсветку, и улучшенные лампы CCFL позволили заметно улучшить цветовой охват. Но мониторы с такими лампами стоят дороже.

Комбинация ламп CCFL с красными светодиодами тоже заметно улучшает качество цветового охвата, но, опять же, сказывается на стоимости.

Наконец, подсветка из цветных светодиодов (RGB) позволила получить почти полный цветовой охват NTSC.

Для работы. Для офисных приложений цветовой охват не имеет значения. Он важен только при обработке растровой графики с большим количеством цветов. Например, для редактирования фотографий.

Для игр и мультимедиа. В играх и фильмах вы получите более богатую цветовую палитру, сможете наслаждаться большим количество оттенков на сцене. Хотя, конечно, всё зависит от качества картинки фильма или игры. В любом случае, богатый цветовой охват лишним не будет.

Качество цветопередачи

Под качеством цветопередачи понимают соответствие выводимого на экран оттенка пикселя тому, что должно быть на самом деле. Проверка выполняется с помощью калибратора. После настройки монитора калибратор проверяет все возможные оттенки, выводя график DeltaE.

  • Если DeltaE >3, то выводимый цвет существенно отличается от нужного, и разница заметна невооружённым глазом.
  • Если DeltaE <2, то настройка цвета считается успешной, небольшая разница по цветопередаче остаётся, но вряд ли вы её заметите.
  • Если DeltaE <1, то цветопередача считается великолепной.

Цветопередача должна быть точной, не так ли? К сожалению, монитор с точной цветопередачей в магазине выглядит не так интересно, как дисплей с перенасыщенными цветами. Производители телевизоров и мониторов уже дошли до того, что добавляют к своим продуктам специальный режим "демо", который искажает цветопередачу, но зато картинка смотрится очень привлекательно в магазине.

Не покупайтесь на крикливые и сочные цвета! Хороший монитор должен выдавать спокойную и ровную картинку, без акцентирования каких-либо оттенков. Ярко-синее море и ярко-зелёная листва смотрятся на первый взгляд замечательно, но через час они начнут вас утомлять. Да и как вам понравится апельсиновый цвет кожи? Синеватый отлив чёрного цвета? Кремовый цвет вместо белого? Так что перед покупкой мы рекомендуем ознакомиться с результатами калибровки монитора у продавца.

Для работы. Для офисных приложений правильность цветопередачи не так важна. Но если вы работаете с графикой, то уделите этому параметру пристальное внимание. Не зря многие профессиональные мониторы поставляются вместе с калибратором.

Для игр и мультимедиа. Искажения по цветопередаче будут заметны везде. Поэтому покупайте монитор с корректной цветопередачей.

Равномерность подсветки

Проблема ЖК-телевизоров и мониторов в том, что из-за использования концентрированных источников света экран подсвечивается неравномерно. То есть яркость в разных местах панели может меняться. Для измерения равномерности подсветки используют цифровую камеру и выполняют снимок белого фона. Затем проводятся измерения в 13 контрольных точках, а результат выражается в процентах относительно самой яркой точки.

Например, в центре яркость монитора может составлять 500 кд/м², а в правом нижнем углу — 300 кд/м². Разница составляет 200 кд/м², следовательно равномерность подсветки у данной модели — 60%. Равномерность подсветки очень сильно зависит от используемых источников света. Если ламп или светодиодов много, то равномерность подсветки улучшается, но и стоит такой монитор заметно дороже.

Значение равномерности подсветки вы вряд ли найдёте в спецификациях монитора. Производители и продавцы очень не любят его указывать. Поэтому единственный источник — тесты независимых лабораторий и изданий.

Для работы. Для офисных приложений равномерность подсветки — вопрос не принципиальный. Но если вы работаете с цветом и изображениями, то яркость на всей площади экрана должна быть максимально равномерна.

Для игр и мультимедиа. Честно говоря, вы быстро привыкнете к подсветке вашего монитора, и вряд ли будете обращать внимание на неравномерность распределения яркости. В фильмах более яркая центральная часть, наоборот, немного акцентирует кадр и затеняет полосы снизу и сверху. Но чем более равномерная подсветка, тем всё же лучше.

Для оценки равномерности подсветки обычно используют диаграммы значений яркости, распределённой по площади экрана. Самый яркий участок (обычно — центр дисплея) принимается за 100%, а яркость остальных зон уже выражается в процентах относительно него.

Как работает монитор?

Мы рассмотрели основные параметры, которые влияют на качество монитора. Но от чего они зависят? Как выбрать монитор, который даст равномерное распределение нужных вам качеств, а не будет выжимать их на пределе возможностей? Настало самое время погрузиться в суть технологий ЖК-монитора. Знание основ о работе монитора, ЖК-матриц и подсветки позволит сделать выбор более обоснованным. Кто знает — тот вооружён. Поэтому позвольте немного углубиться в технологии.

Жидкие кристаллы и матрица, работающая на просвет

Основным элементом ЖК-монитора является панель с жидкими кристаллами (матрица). Они были выбраны за своё умение поворачивать ось поляризации света. Перед жидкими кристаллами располагается первый поляризационный фильтр, пропускающий свет только с вертикальной (например) поляризацией. За жидкими кристаллами устанавливается фильтр, через который проходит свет только с горизонтальной поляризацией. Соответственно, если ось поляризации света повёрнута не будет, то через такую систему фильтров с противоположной поляризацией свет проходить не будет. Если же жидкие кристаллы повернут ось поляризации на 90 градусов, то свет будет проходить почти полностью. А если угол поворота будет меньше 90 градусов, то пройдёт только какая-то часть светового потока. Угол поворота кристаллов в каждом пикселе мы можем менять с помощью напряжения электрического поля, что позволяет создавать на экране изображение из точек с разной яркостью. А если каждый пиксель разбить на три субпикселя с помощью светофильтров, то монитор будет выводить цветную картинку. Так работает матрица ЖК-монитора, и от её типа очень сильно зависит и качества дисплея, и его цена.

Строение ЖК-дисплея. В центре находится матрица с жидкими кристаллами, к которым прикладывается напряжение. Три светофильтра у каждого пикселя отвечают за цветность. Сверху и снизу располагаются поляризационные фильтры. Панель просвечивается насквозь лампами или светодиодами подсветки.

Матрица ЖК-монитора должна обязательно подсвечиваться. То есть на экране дисплея вы видите свет, излучённый лампами или светодиодами внутри монитора, который затем прошёл через матрицу с жидкими кристаллами. От типа подсветки тоже зависят многие характеристики дисплея.

Матрица монитора определяет основные параметры монитора: качество цветопередачи, время отклика, углы обзора, яркость и контрастность. Сегодня матрицы разделяют на несколько типов, которые мы рассмотрим ниже. Именно тип матрицы часто приводит к тому, что цена двух вроде бы похожих мониторов может различаться в несколько раз.

TN+Film

Технология TN+Film — самая распространённая и дешёвая на рынке ЖК-мониторов. Название произошло от "twisted nematic", то есть скрученный жидкий кристалл, и "film" — плёнка. Принцип работы простой: две фильтра "до" и "после" кристаллов имеют разную поляризацию (ось поляризации у них повёрнута на 90 градусов). В состоянии покоя, то есть без подачи напряжения, кристаллы скручены и поворачивают ось поляризации на 90 градусов — в результате пиксель полностью пропускает весь свет.

Когда на пиксель подаётся напряжение, то жидкие кристаллы теряют свой поворот, ориентируясь по электрическому полю — перпендикулярно плоскости панели. Кристаллы с изменённой ориентацией уже не поворачивают свою часть света, то есть он не проходит через второй поляризационный фильтр.

Изменяя уровень напряжения, можно менять ориентацию заданной части кристаллов, то есть пропускать нужное количество света. Вплоть до почти полной блокировки света в случае максимального напряжения.

Если пиксель перегорает, то он остаётся навсегда включённым. И на такой матрице можно наблюдать "мёртвые" пиксели синего, зелёного, красного цветов — в зависимости от того, какой субпиксель перегорел. Если перегорают все три субпикселя, то "мёртвый" пиксель становится яркой белой точкой. На тёмном фоне он будет очень заметен.

Самая большая проблема матриц TN+Film — это углы обзора. Если горизонтальные углы обзора производители за последние десять лет улучшили с помощью рассеивающей плёнки (отсюда и добавка "+Film", которую часто опускают), то вертикальные углы обзора по-прежнему страдают. Так что сверху или снизу на такой монитор лучше не смотреть — цвета начнут существенно искажаться и даже инвертироваться после отклонения на определённый угол.

Вторая проблема — точность цветопередачи. Пиксели всегда пропускают немного света, даже в полностью повёрнутом состоянии, поэтому добиться абсолютно чёрного цвета невозможно. Он будет казаться серым. И другие оттенки тоже передаются не всегда точно.

Кроме того, градации углов поворота ограничены, поэтому и количество выводимых оттенков тоже. И большинство панелей TN+Film выводят цвет RGB, используя всего 6 битов на канал, то есть цвет получается 18-битным. А для вывода картинки True Color с 16,7 млн. оттенков требуется 24-битный цвет. В ситуациях, когда выводятся градиенты цветовых переходов (больше всего эффект заметен на небе или на снегу) у таких мониторов видны характерные полосы. То есть, например, вместо трёх последовательных оттенков у дисплеев TN+Film получается выводить только один средний оттенок. Производители пытались решить эту проблемы с помощью эффекта "размывания/dithering", используя соседние пиксели для визуального обмана зрения — глаз будет видеть нужный оттенок. Или другой способ: размывание можно сделать по времени, то есть в предыдущий и последующий кадры выводить соседние возможные оттенки, в результате чего в данный кадр глаз будет видеть несуществующий промежуточный оттенок. Конечно, за последние годы производители немало улучшили качество цветопередачи, но проблема всё равно остаётся. По этой причине дизайнеры и художники не любят мониторы TN+Film.

Технология TN+Film ориентирована на "бюджетный" и массовый рынки, поэтому производители устанавливают самую простую светодиодную или ламповую подсветку с ограниченным цветовым охватом (например, до 40% от охвата NTSC). В то время как в мониторах с более дорогими матрицами используется и более качественная подсветка, цветовой охват которой может превышать 100% NTSC. И разница, поверьте, видна невооружённым глазом.

Преимущества мониторов TN+Film

  • Самые дешёвые
  • Самое быстрое время отклика (с помощью RTC)

Недостатки мониторов TN+Film

  • Очень маленькие углы обзора
  • Невысокое качество цветопередачи

Для работы. Матрицы TN+Film подходят для офисной работы. Но для обработки фотографий лучше использовать матрицы с более высокой контрастностью и качеством цветопередачи, которые рассмотрены ниже.

Для игр. Панели TN+Film обеспечивают минимальное время отклика, поэтому их часто выбирают геймеры. Да и продаются такие мониторы дешевле других.

Для мультимедиа. Не самый лучший вариант, то есть недостатков больше, чем преимуществ. Углы обзора узкие, качество цветопередачи оставляет желать лучшего… Зато дёшево.

IPS

У панелей IPS (In Plane Switching, поворот кристаллов в плоскости панели) жидкие кристаллы всегда ориентированы в плоскости, параллельной панели, и не разворачиваются перпендикулярно — в отличие от TN+Film.

Когда на пиксель не подаётся электрическое поле, то кристаллы ориентированы одинаково, свет не проходит — он полностью блокируется вторым поляризационным фильтром из-за отсутствия поворота.

При подаче напряжения кристаллы разворачиваются, ось поляризации поворачивается — и свет начинает проходить. При максимальном повороте на 90 градусов через пиксель проходит уже весь свет.

Первые варианты технологии IPS были разработаны ещё в 1996 году компанией Hitachi, чтобы существенно улучшить качество цветопередачи и углы обзора по сравнению с панелями TN, которые на тот момент были просто ужасны. Угол обзора панелей IPS более широкий, да и свет меньше рассеивается по матрице, так что цветопередача у них намного более качественная. У панелей IPS кристаллы можно очень точно поворачивать на заданный угол, поэтому можно выводить именно требуемый оттенок цвета. На тонких цветовых градиентах вы не заметите полос, характерных для технологии TN+Film. Именно по этой причине мониторы IPS популярны среди профессиональных художников и дизайнеров. И новая линейка мониторов HP DreamColor с 30-битным цветом использует как раз современную модификацию панелей IPS.

Первые версии панелей на основе IPS страдали из-за большого времени отклика и низкой контрастности, но дальнейшая эволюция привела к существенным улучшениям. Доработку технологии IPS можно разделить на два направления.

Первым направлением занималась компания Hitachi, автор технологии IPS, а в 2010 году уже Panasonic. Технология IPS постепенно дорабатывалась в виде S-IPS, AS-IPS и IPS-Pro, получая преимущества по времени отклика, цветовому охвату и контрастности. Современная версия IPS-Pro по контрастности способна конкурировать с дисплеями PVA.

Второе направление взяла на себя компания LG. Вслед за S-IPS последовали итерации AS-IPS, H-IPS, E-IPS и P-IPS. LG тоже улучшала цветовой охват и контрастность с каждым новым поколением матриц. Вместе с поколением H-IPS в 2007 году была представлена поляризационная пленка Advanced True White, обеспечившая более естественный белый цвет. У панелей E-IPS в 2009 году было снижено энергопотребление из-за перехода на более современные технологии подсветки, а время отклика было снижено до 5 мс. Наконец, панели P-IPS, появившиеся в 2010 году, обеспечивают уже 30-битный цвет (1,07 млрд. оттенков). То есть каждый субпиксель может менять угол поворота не по 256 градациям, а по 1024. В качестве примера можно привести монитор LaCie 324i.

Отклонением от IPS можно считать технологию FFS (Fringe Field Switching), которую сегодня используют LG и Hitachi. Вместо металлизированного электрода на стеклянной поверхности здесь был выбран прозрачный электрод. Такой шаг повышает оптическую прозрачность панели и позволяет увеличить яркость дисплея. Однако технология FFS применяется, в основном, на мобильном рынке.

Некоторым современным панелям IPS по времени отклика удалось приблизиться к моделям TN+Film. При этом они обеспечивают превосходную цветопередачу и уровень контрастности. Но приготовьтесь заплатить за такие мониторы в несколько раз дороже.

Преимущества мониторов IPS

  • Самое лучшее качество цветопередачи
  • Самые широкие углы обзора

Недостатки мониторов IPS

  • Самые дорогие панели
  • Глубина чёрного всё же уступает лучшим матрицам PVA
  • Самое большое время отклика

Для работы. Высокое качество цветопередачи оценят все те пользователи, кто работает с изображениями. Не случайно мониторы HP DreamColor, NEC SpectraView или LaCie 526, которые можно встретить в профессиональных студиях, построены именно на современных панелях IPS. Кроме того, производители подбирают для таких мониторов подсветку с наиболее широким цветовым охватом.

Для игр. Играть на таком мониторе можно, но только если время отклика будет достаточно низким. Но покупать монитор IPS для игр всё же непозволительная роскошь.

Для мультимедиа. Широкие углы обзора и идеальное качество цветопередачи позволяют с лёгкостью рекомендовать подобные матрицы для просмотра фильмов в компании. Да и для демонстрационной комнаты монитор с панелью IPS подойдёт замечательно. Остаётся только вопрос цены…

MVA/PVA

Компания Fujitsu в 1998 году представила собственное решение MVA (Multi-domain vertical alignment, расположение доменов кристаллов в вертикальной ориентации), пытаясь достичь компромисса между TN+Film и IPS. Как можно догадаться по названию, кристаллы в спокойном состоянии (без подачи напряжения) ориентированы перпендикулярно плоскости панели, а не параллельно, в отличие от IPS.

При подаче напряжения молекулы жидких кристаллов начинают ориентироваться параллельно плоскости панели и пропускают свет.

Благодаря специально расположенному электроду в состоянии включения кристаллы внутри пикселя ориентированы четырьмя разными способами, разбиваясь по ориентации на четыре группы или домена. Отсюда произошло и название multi-domain. Такой подход позволяет существенно улучшить углы обзора панели.

От первой технологии панели MVA унаследовали быстрое время отклика, от последней — широкие углы обзора и высокую контрастность. Хотя, конечно, первые поколения панелей MVA не радовали ни по яркости, ни по точности цветопередачи. В дальнейшем матрицы MVA совершенствовались (появились P-MVA, A-MVA, S-MVA), улучшаясь по всем параметрам. В последние годы многие аналитики даже предсказывали, что матрицы MVA вытеснят все другие на массовом рынке, но менее дорогие и более отзывчивые TN+Film своё место не уступили.

Современные панели MVA обеспечивают широкие углы обзора (хотя они и уступают IPS), хорошую глубину чёрного цвета, хорошую цветопередачу. Но для увеличения времени отклика у панелей MVA используется технология ускорения RTC, как и у матриц TN+Film. Да и самые дешёвые панели MVA часто прибегают к размыванию цветов, чтобы улучшить качество цветопередачи. Наконец, углы обзора намного лучше, чем у TN+Film, но всё же уступают IPS.

Компании Samsung и Sony между тем разработали собственную альтернативу MVA под названием PVA (Patterned Vertical Alignment). Во многом технология аналогична MVA, но обеспечивает более высокую статическую контрастность до 3000 : 1. В частности это было достигнуто почти идеально глубоким чёрным цветом — панели PVA обгоняют все другие в данном отношении. У панелей PVA было решено изначально отказаться от уловок с цветом (минимум 8 битов на канал), поэтому по цветопередаче они приближаются к IPS.

Sharp разработала собственную версию технологии под названием ASV (Advanced Super View). Кристаллы здесь тоже ориентированы перпендикулярно панели, но суть технологии заключается в электродах. Один из электродов распределён по площади пикселя, а второй находится в центре. В результате при подаче напряжения кристаллы поворачиваются, ориентируясь на центр. Такой подход приводит к практически безупречному углу обзора. Правда, дисплеи ASV сегодня применяются, в основном, на рынке смартфонов и планшетов.

Мониторы MVA/PVA можно назвать компромиссным решением. То есть их можно рекомендовать пользователям, кто хочет купить что-то более качественное, чем TN+Film, но не может себе позволить современные модели IPS.

Преимущества мониторов MVA/PVA

  • Хорошие углы обзора (лучше TN+Film, но хуже IPS)
  • Самый глубокий чёрный цвет (у PVA)
  • Компромисс по цене

Недостатки мониторов MVA/PVA

  • При изменении угла обзора цвета всё же искажаются
  • Низкое время отклика при небольших переходах (решается с помощью RTC)

Для работы. Для офисных приложений панели MVA/PVA подойдут без всяких вопросов. Для работы с графикой и фотографиями большинство профессионалов отдают предпочтение мониторам IPS, хотя есть некоторые модели дисплеев на PVA (например, LaCie 324), способные конкурировать по качеству цветопередачи.

Для игр. Если время отклика будет достаточно низким, то играть можно вполне комфортно. Да и качество цветопередачи и контрастность вы получите выше, чем у мониторов TN+Film.

Для мультимедиа. Вариант очень достойный. Вы получаете более качественную цветопередачу, контрастность и углы обзора, чем у TN+Film. И при этом по цене дешевле IPS.

Подсветка

ЖК-матрицы работают на просвет, то есть у монитора должен работать источник света, который насквозь просвечивает матрицу. От источника света качество монитора зависит довольно существенно.

Начнём с расположения источника подсветки. Экраны ноутбуков, телефонов и дисплеев, где важна минимальная толщина, используют один источник света — например, одну лампу или ряд светодиодов. А излучаемый источником свет затем распределяется с помощью световода, чтобы равномерно освещать всю площадь панели. Такая подсветка называется торцевой (edge-lit). За счёт торцевой светодиодной подсветки современные мониторы и телевизоры могут похвастаться рекордно малой толщиной (меньше 2 см). Хотя равномерность подсветки при этом может несколько ухудшаться.

Для стационарных ЖК-дисплеев и телевизоров обычно используют прямую подсветку, когда источники света (лампы или светодиоды) распределены по всей площади панели. При этом подсветку можно распределить более равномерно.

Имеет значение и сам тип источника света. Он критически важен для баланса характеристик монитора: цветового охвата, энергопотребления, тепловыделения, размера и цены. Любой тип источника света имеет собственный спектр излучения, ограничивающий цветовой охват дисплея. Поэтому для каждой сферы использования монитора лучше всего подходит определённый тип источника света, что тоже помогает производителям дисплеев дифференцировать свои продукты на разные рынки.

Начнём с самого простого: трансфлективные ЖК-дисплеи в сотовых телефонах или часах могут использовать внешние источники света (включая солнце) для вывода картинки. В мониторах для нижнего сегмента рынка используются люминесцентные лампы с холодным катодом (CCFL) как наименее дорогой и лучше всего проработанный источник света. В ЖК-проекторах применяются мощные дуговые лампы. Светодиоды в качестве источника подсветки начали своё победное шествие с экранов сотовых телефонов и КПК, но сегодня они всё больше используются в дисплеях ноутбуков, стационарных мониторах и телевизорах.

Люминесцентные лампы с холодным катодом (CCFL)

Подсветка на лампах CCFL сегодня является самой популярной (ожидается, что в 2011 году её начнёт вытеснять светодиодная подсветка). Сами лампы напоминают обычные лампы дневного света, разве что диаметр составляет несколько миллиметров. Под действием разрядов высокого напряжения ртутный газ в лампе испускает лучи ультрафиолета, которые люминесцентное покрытие превращает в обычный белый свет. Лампы CCFL компактны и эффективны, они обеспечивают равномерную подсветку по всей длине лампы. Однако спектральная картина у них специфическая: пик интенсивности приходится на зелёный цвет с волной около 550 нм, с меньшими подъёмами в красных и синих оттенках.

Но следует отдать должное: люминесцентные лампы продолжают эволюционировать, пытаясь получить больший цветовой охват NTSC. Некоторые новые модели ламп дают более высокую интенсивность в красных и синих оттенках.

Светодиодная подсветка (LED)

Светодиоды — относительно новые компактные, эффективные и надёжные источники света. Об этом можно судить даже по обычному освещению: лампы накаливания уступают свое место энергосберегающим люминесцентным лампам, а последние уже начинают сменяться светодиодными лампами. Да и светодиодными фонариками сегодня никого не удивишь.

Светодиоды работают от невысокого напряжения, излучая белый или красный (синий, зелёный) свет. На самом деле белые светодиоды излучают синий свет, который с помощью люминесцентного покрытия преобразуется в белый. В итоге получается широкий цветовой охват, хотя и с акцентированными синими оттенками.

Цветные светодиоды RGB излучают довольно точные оттенки, которые позволяют достичь намного более широкого цветового охвата по сравнению с лампами CCFL, почти полностью закрывая цветовое пространство NTSC.

Но с использованием трёх светодиодов разных цветов есть свои трудности. Дисплеи с обычной белой подсветкой используют три цветных светофильтра (субпикселя) в каждом пикселе, пропускающих свет только собственной волны. В результате каждый фильтр пропускает около 33% от общего света. Можно отказаться от светофильтров и подсвечивать каждый пиксель последовательно красным, зелёным и синим светодиодами, но при этом пиксели дисплея должны реагировать намного быстрее. Именно поэтому мониторы с RGB-подсветкой стоят существенно дороже.

Для работы. Для работы в офисных приложениях подсветка не принципиально. Для профессиональной работы с изображениями следует брать монитор с максимально широким цветовым охватом, соответствующим принятым стандартам. Причём это могут быть и дорогие специализированные лампы CCFL, и белые светодиоды, и цветные светодиоды.

Для игр. Цветовой охват для игр не принципиален, хотя хуже от качественной подсветки не будет.

Для мультимедиа. Богатый цветовой охват улучшит качество воспроизведения фильмов и фотографий.

Покупка монитора: какие дефекты бывают?

Мы рассмотрели характеристики, которые верны для тех или иных моделей мониторов. Предположим, что вы уже выбрали подходящую модель, которая удовлетворяет по всем параметрам. Бывают ли какие-либо "подводные камни", с которыми можно столкнуться у конкурентных экземпляров мониторов из модельного ряда? Как оказывается, да.

Битые или "мёртвые" пиксели

Как вы уже знаете, принцип работы ЖК-монитора заключается в повороте жидких кристаллов на определённый угол. Каждый субпиксель состоит из множества жидких кристаллов, которые он поворачивает. Пиксель состоит из трёх субпикселей. И на панели с разрешением 1920×1080 мы получаем 2 млн. пикселей или 6 млн. субпикселей. Огромное количество!

Технология производства ЖК-панелей очень близка к полупроводникам, поэтому здесь тоже возможны точечные дефекты. В результате дефекта субпиксель может не работать, то есть он будет всегда находиться в выключенном состоянии. Для панелей TN+Film это означает постоянно горящий субпиксель (синяя, красная или зелёная точка), для панелей IPS и MVA/PVA — чёрную точку. Субпиксель может "заклинить" и во включённом состоянии — тогда мы получим чёрную точку в случае TN+Film и цветную точку в случае панелей IPS и MVA/PVA.

Мёртвый пиксель иногда может испортить всё впечатление от картинки. Хотя во многих случаях его можно и не заметить

Вероятность того, что из шести миллионов субпикселей один или два окажутся дефектными — очень высока. Панели с большим количеством "битых" пикселей поставляются no-name производителям: их вы можете встретить в мониторах, продающихся под неизвестными торговыми марками. Если битых пикселей немного, то такие панели используются в мониторах для геймеров или для сферы дома/офиса. Панели полностью без мёртвых пикселей встречаются уже реже — они идут на мониторы для профессионального рынка. Таким образом, один и тот же тип панели может использоваться в разных моделях мониторов после отбраковки у производителя.

И покупка монитора часто напоминает лотерею: вам может достаться модель, как с мёртвыми пикселями, так и без них. И чем дешевле монитор, тем вероятность получить "битую" панель выше. Что ещё хуже, наличие нескольких "мёртвых" пикселей не является гарантийным случаем — то есть вернуть продавцу такой монитор вы уже не сможете.

Как избежать проблемы. Проверять и ещё раз проверять. Не поленитесь проверить монитор в магазине, последовательно выводя полностью чёрный экран, а затем полностью синий, зелёный и красный. Каждая заливка должна быть однородной, без чёрных, белых или цветных точек.

Калибровка

Цветопередача вашего экземпляра может не соответствовать идеалу. Например, производитель может выставить пересыщенные цвета, чтобы картинка монитора казался более живой и яркой. Поэтому лучше сразу же настроить монитор под оптимальную цветопередачу. А, значит, выполнить процедуру калибровки с помощью специального прибора — калибратора. Сама процедура занимает минут пять, а калибратор должен быть во всех уважающих себя магазинах.

Заодно калибратор позволит выявить дефекты цветопередачи, баланса белого, контрастности и яркости.

Как избежать проблемы. Провести калибровку с помощью калибратора.

Калибратор — самое верное средство проверить качество цветопередачи и другие характеристики монитора. Калибратор также поможет правильно настроить дисплей

Неравномерная подсветка

Распределение яркости по панели может быть не таким равномерным, как хотелось бы. Причём равномерность подсветки может зависеть и от модели монитора, и от конкретного экземпляра. К неравномерной подсветке привыкнуть можно, но лучше выбрать при покупке монитор, где этот дефект проявляет себя слабее всего. Всё же лучше выбрать модель с равномерной подсветкой изначально, чем потом привыкать к разной яркости в углах.

Как избежать проблемы. Залейте панель чёрным цветом. Посмотрите, одинаковая ли яркость у монитора по центру, сверху и снизу, а также по углам.

Glow-эффект (IPS)

Эффект сияния (glow) характерен для многих мониторов на матрицах IPS. Если посмотреть на такую панель сбоку под острым углом, то чёрный цвет на некоторых участках монитора будет превращаться в серый. Причём расположение областей будет меняться в зависимости от угла зрения.

Как избежать проблемы. Залейте панель чёрным цветом. Посмотрите на панель сбоку под разными углами. Не появляются ли на панели яркие области?

Кристаллизация или "мокрая тряпка" (IPS)

Залейте экран белым цветом. Он будет казаться заляпанным пальцами или протёртым грязной мокрой тряпкой. Причём картинка будет искрить и переливаться. Эффект проявляется из-за защитного покрытия монитора, содержащего микроскопические пирамидки-линзы. И пользователь видит свет, преломлённый разными гранями пирамидок.

Как избежать проблемы. Выполните заливку белым цветом и присмотритесь.

Дополнительная информация: покрытия

Экраны дисплеев покрывают несколькими слоями плёнок или покрытий, которые придают определённые свойства.

Антибликовые покрытия рассеивают отражения, чтобы улучшить читаемость дисплея в хорошо освещённом помещении или на улице. В таких условиях наружный свет может быть намного ярче картинки дисплея, буквально размывая её. Антирефлексивное покрытие не рассеивает поступающий свет, а снижает интенсивность отражённого света. Оба типа покрытия придают характерный матовый внешний вид дисплею.

И здесь кроется главный "подводный камень": антибликовые и антирефлексивные покрытия немного снижают насыщенность картинки дисплея. Поэтому если поставить такой монитор рядом с глянцевым экраном, то картинка будет казаться не такой яркой и броской. Именно по этой причине демонстрационные залы компьютерных магазинов затемнены — ярких источников света там нет. В затемнённом помещении глянцевый экран без антибликового покрытия действительно кажется более приятным на вид до тех пор… пока вы не поставите его на рабочее место. А уже там вам придётся любоваться не только красивой картинкой, но и лампами дневного света, окном за спиной или даже солнцем. Конечно, можно наклонить дисплей, чтобы блик пропал, но выполнять такую операцию каждый раз утомительно. И по этой причине многие профессионалы выбирают мониторы с матовым антибликовым покрытием.

Privacy-плёнки пропускают только тот свет, который направлен перпендикулярно плоскости экрана. Таким образом, ваш сосед не сможет видеть изображение, выводящееся на дисплей. Обычно такие плёнки продаются отдельно, а пользователь уже может при желании наклеить их на экран ноутбука. И сосед в самолёте уже не сможет ознакомиться с конфиденциальным документом или личным письмом.

Защитные плёнки улучшают прочность покрытия, предотвращая появление царапин и облегчая очистку дисплея. Прочность обычно выражается в результатах теста карандаша. Стекло имеет прочность 6H, лучшие защитные плёнки — 4H. На обычных мониторах царапины появляются уже при нажатии на карандаш 1H.

Дополнительная информация: тесты пальцами

Как определить тип панели, не заглядывая в характеристики? Всё очень просто! Подойдите к дисплею и легонько нажмите на панель.

Определить панель TN+Shift можно лёгким нажатием пальца: вокруг него будут расходиться характерные круги, как на поверхности воды, с удалённым 90-градусным сектором.

Определить панель IPS можно лёгким нажатием пальца: вы увидите две затемнённые области, наподобие рогов оленя.

У панели MVA/PVA при лёгком нажатии пальца можно увидеть тёмный круг с яркой буквой "X" по центру.

Советы "Лаборатории Чеканова"

  • Всегда лучше играйте и работайте в "родном" разрешении монитора, чтобы избежать интерполяции и размывания картинки. Для мониторов с большой диагональю, возможно, придётся модернизировать видеокарту.
  • В затемнённых помещениях картинка на мониторах с глянцевым покрытием кажется наиболее насыщенной и сочной. Поэтому демонстрационные салоны во многих магазинах затемнены. Однако мониторы с антибликовым матовым покрытием обеспечат наиболее комфортную работу дома и в офисе, поскольку ваш монитор не превратится в зеркало.
  • Не покупайтесь на запредельные значения контрастности. Подобная контрастность — динамическая. Для повседневной работы следует выбирать монитор с высокой статической контрастностью.
  • Не покупайтесь на высокие значения яркости. Для комфортной работы рекомендуется яркость не больше 150 кд/м².
  • Производители хитрят и со временем отклика, указывая минимально возможное время перехода (Grey-to-Grey). Но многие цветовые переходы всё равно будут выполняться значительно дольше.

Важно!

Характеристики мониторов и телевизоров, которые сегодня указывают производители и продавцы, чаще всего являются результатом работы отдела маркетинга, отражают ситуации лучшего случая и имеют мало отношения к реальности. Не стоит слепо доверять заявленным характеристикам. Перед покупкой ознакомьтесь с данными независимых тестовых лабораторий и журналов, в которых проводятся собственные тесты контрастности, яркости, времени отклика, равномерности подсветки и цветового охвата. Не поленитесь потратить несколько часов на знакомство с результатами тестов, ведь монитор будет служить вам больше пяти лет.

  • Производители постоянно работают над улучшением характеристик своих мониторов, поэтому новые модели, как правило, всегда лучше старых. Так что не гонитесь за старыми мониторами на распродажах. Лучше взять современный монитор, чем модель возрастом 3-4 года.

Author: Редакция

17 thoughts on “Выбираем монитор: руководство «Лаборатории Чеканова»

  1. Спасибо. Действительно интересно. Узнал много нового. Определять экран нажатием прикольно)
    У меня 2 вопроса: что значит, если при выведения белого цвета на экране появляется более яркая белая точка?
    Можно поподробнее о динамической контрастности: как она реализуюется(аппатратно или програмно), как определить ее наличие и какие вы можете привести примеры моделей, в которых эта функция реализована хорошо?

  2. При заливке белым цветом яркость разных точек может различаться, обычно до 20-30% — это называется неравномерная подсветка.
    Динамическая контрастность реализуется монитором, на тёмных сценах яркость снижается, на ярких — повышается.

    По поводу моделей ждите руководство по выбору, на днях будет. Эта статья — подготовительная (теоретическая)

    1. Насчет IPS матриц, кристаллизация больше всего заметна на планшетах, стоит поработать с сырыми пальцами и все, хоть стреляйся, ничего не видно и светится, правда как кристаллики. Я конечно понимаю, что работать с сырыми пальцами на планшете не есть зергудно, но все-таки…

    2. А на мониторах, скорее надо очень активно что-то обсуждать, например в скайпе, чтобы экран стал сырым (причина, думаю понятна). А так я пока не видел чтобы прям совсем такое было просто на работающем чистом экране, возможно у моих знакомых только хорошие мониторы 🙂

  3. Огромное спасибо за статью! Как раз подбираю монитор к будущему компьютеру, очень озадачен выбором.
    Хотя есть уже кое-какие задумки.
    Присмотрелся к монитору от Asus с бюджетной IPS на 21 дюйм и 23 дюйма(ASUS ML229H и ASUS ML239H)
    , и от этой же фирмы на 24 дюйма с MVA(ASUS ML249H). Они будут у вас в обзоре?

  4. По-моему мнению, сейчас лучший выбор для игр и фильмов монитор с матрицей IPS. Непонятно, почему монитор IPS для игр непозволительная роскошь. Сейчас они ненамного дороже, чем обычные TN+film, Например: ASUS ML238H 23″ (на ТН) стоит 221$. А популярный Dell U2312HM (на IPS) стоит в среднем около 240$, LG IPS231P (тоже IPS) 236$ (оба 23 дюйма).
    Я купил Dell U2312HM, в играх никаких шлейфов и тормозов (отклик 8 мс GTG). Играл в bf3 если что.
    Или 20-30$ это непозволительная роскошь?

  5. Большое спасибо за статью. Ждём руководство по выбору конкретных моделей.

  6. Хорошая обзорная статья для начинающих.

    Правда, остался неразъясненным вопрос — как же калибрует калибратор (и где).

    Пара-тройка замечаний:
    1) Появление соотношения сторон 16:9 — результат оптимизации расходов компаний-производителей.
    Поскольку мониторы используются не только для просмотра фильмов — соотношение сторон 16:10 надо считать более оптимальным, интересы пользователей и производителей не всегда совпадают.

    2) Не стоит рекомендовать мониторы с диагональю 19″ — если места настолько мало, лучше использовать ноутбук (с подставкой). Оптимальная диагональ — 23″…24″
    Такие мониторы никак нельзя назвать «громоздкими», так как их ширина примерно такая же, как и у нормальной настольной клавиатуры.

    3) «Матовые» мониторы не имеют существенных преимуществ перед «глянцевыми», что бы по этому поводу не писалось в интернетах. Передо мной сейчас стоит два монитора — один глянцевый, другой нет, на оба монитора падают лучи заходящего солнца из окна слева — но проблем нет ни с тем, ни с другим.
    Полагаю, эта городская легенда ведет свое происхождение от пользователей мониторов (ноутбуков) с глянцевой TN — матрицей, слегка перепутавших теплое с мягким.

    В статье описан интересный (хотя и слегка варварский) способ определения типа матрицы (хотя на мониторах со стеклянным покрытием этот способ не работает).
    Вот так бы в каждой статье — давать хотя бы один малоизвестный но интересный факт.

  7. Возник вопрос: если меня не интересует 3D, стоит ли покупать монитор с поддержкой 120 Гц? Существует ли преимущество 120 Гц над 60 Гц без использования 3D? Или 120 Гц работает только в режиме 3D?

    1. В общем случае частота больше 60 Гц не нужна, хотя есть геймеры, для которых вывод частоты больше 60 Гц принципиален, чтобы «фраги не пропустить» и т.д.

  8. А частота 120 Гц не вредит зрению случаем? Если не в 3D, а обычном режиме смотреть?

  9. Спасибо за статью,доступно и понятно.два дня занимаюсь поиском нового монитора..Самая толковая статья:)

  10. «Перед покупкой ознакомьтесь с данными независимых тестовых лабораторий и журналов, в которых проводятся собственные тесты…»
    Да только вот чтобы отличить современную рекламу от действительно независимого исследования, нужно обладать немалыми познаниями в области маркетологии или диким чутьём. Так что, стремимся узнать как можно более о рекламном искусстве, а потом обо всём остальном…

  11. Здравствуйте, а Вы не подскажите как можно измерить точное время отклика?

  12. 120 Гц защищает от дурного Vcom , который очень утомляет глаза на 60 Гц. Т.к. вендоры сейчас плюют на потребителя и не настраивают Вком как положено , то 120 Гц м.б. спасением.

  13. «Как избежать проблемы. Залейте панель чёрным цветом. Посмотрите на панель сбоку под разными углами. Не появляются ли на панели яркие области?»

    Делал это несколько раз. Заливал чёрным и долго смотрел под самыми разными углами. Проблема не уходит. Линзы могут мешать?

Добавить комментарий для Jasherko Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *